Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи

К вопросу об использовании интерактивной доски на уроках

http://intech-pro.3dn.ru/metod_material.mht



К вопросу об использовании интерактивной доски на уроках

Автор: Зубкова Лариса Анатольевна,
учитель математики и информатики
МОУ СОШ № 23, г. Рыбинск


Современная школа России — это, прежде всего, гуманитарные исследования и разработки, а также их технологическая и материальная база. В какую школьную жизнь войдут дети, в такой жизни они и будут жить. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в прошлом — можно оставить школьный конвейер и школьное оборудование без изменений.
(http://www.expert.ru/printissues/expert/2004/22/22ex-shc1/ - Современная школа России. Павел Сергоманов, председатель экспертно-аналитического совета Красноярской университетской гимназии «Универс»)

Современная эпоха – это время бурного развития информационных технологий, изменения информационного пространства. И это, безусловно, нашло отражение и в образовании, в частности школе. Уже давно для организации современного урока наряду с меловой или маркерной доской учителя используют проекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD проигрыватели и другие технические средства. Этот богатый арсенал в настоящее время пополнился еще одним высокотехнологичным устройством - интерактивной доской. Сейчас достаточно большое количество школ имеют такие доски. Отношение учителей-предметников к ним неоднозначно. Одних новая техника пугает, у других вызывает восхищение.
Каковы же преимущества интерактивной доски перед использованием более распространенного пока и привычного для учителей дуэта «проектор – экран»? Пытаясь ответить на этот вопрос, я выделила ряд факторов.
1. Коммуникативный (фактор взаимодействия, общения)
При использовании проектора и экрана учителю приходится быть «привязанным» к компьютеру. Даже если он обращен лицом к классу, ребята не видят его действий, а следят лишь за мельканием курсора мыши на экране. Это отвлекает их от восприятия материала, а фигура учителя при этом вообще уходит из поля зрения учащихся, в лучшем случае превращаясь в «голосовое сопровождение» того, что демонстрируется на экране.
Работая с интерактивной доской, учитель находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом, получая при этом возможность поддерживать с классом постоянный контакт. При наличии дополнительного устройства - беспроводного электронного планшета учитель вообще не привязан к доске. В этом случае он может свободно перемещаться по кабинету, что способствует более тесному взаимодействию с учащимися и осуществлению контроля их деятельности на местах.
2. Физиологический
В отличие от простого проецирования на экран интерактивная доска не просто воспроизводит изображение с компьютера: в этом оборудовании проекционные технологии сочетаются с сенсорным устройством. Такое сочетание позволяет задействовать не только зрительный и звуковой, но еще и кожно-мускульный анализатор: задания на тактильные ощущения, связанные с перемещением, изменением и созданием различных объектов (иллюстраций, рисунков, геометрических фигур, символов и др.). Это активизирует различные органы чувств, участвующие в восприятии материала. А раз возбуждено несколько центров головного мозга, то обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала на уроке. И, как следствие, возрастает и уровень познавательного интереса.
Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться, связан с вопросом здоровьесбережения школьников.
Условия, в которых осуществляется деятельность на уроке, вовсе не безразличны для учащихся. На работоспособность школьников оказывают влияние различные факторы. Среди них определенную психогенную роль играет цвет.
В своей практике я столкнулась с тем, что в процессе работы на белом экране учащиеся начинали жаловаться на ощущение дискомфорта, утомляемость. Стала искать выход из ситуации.
Основные гигиенические требования, предъявляемые к доске - облегчение зрительной работы школьников. Гигиенисты провели много опытов. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровонаполнению сосудов, даже повышают работоспособность руки.
Наше зрение при чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, чем при чтении с листа. Человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение светящегося объекта противоречит самой его природе. Пульсирующий световой фон снижает чувствительность зрения. Набранный черным по белому текст тяжело читается с экрана. Оказывается, человеческий глаз гораздо легче воспринимает цветные буквы на цветном фоне. Очевидно, цветной фон поглощает световую пульсацию белого экрана.
Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность использовать на уроке цветовую палитру, наиболее подходящую для его учеников, что позволяет снизить глазное напряжение. К тому же поверхность интерактивных досок не дает бликов, раздражающих глаз. Таким образом, разумное использование интерактивной доски способствует здоровьсбережению школьников.
3. Коррекционный
Возможности интерактивной доски позволяют качественно изменить процесс демонстрации материала на уроке. Учащиеся не просто созерцают материал, появляющийся на экране (что характерно при использовании дуэта «проектор - экран»), а имеют возможность принимать активное участие в процессе его демонстрации, внося свои коррективы. Это осуществляется наличием необходимого инструментария и заложенных программой функций, позволяющих делать пометки и текстовые комментарии к любому демонстрируемому материалу, перемещая и создавая объекты.
4. Фактор рефлексии
Уникальная возможность сохранения в памяти компьютера всех ходов и изменений, появившихся в процессе работы с материалом урока, которую предоставляет использование интерактивной доски, позволяет учителю в дальнейшем отредактировать разработанные материалы. Создавая видеозапись урока, педагог получает возможность провести качественную рефлексию урока: оценить эффективность приемов представления и подачи материала, успешность действий учеников. Такая возможность полностью отсутствует при простом проецировании на экран.

Из опыта работы

Успешность обучения во многом зависит от форм организации познавательной дея¬тельности учащихся на уроке, взаимодействия учителя и уче¬ников. Безусловно, использование интерактивной доски не решит всех проблем, появляющихся в процессе обучения. Современному учителю, на мой взгляд, необходимо научиться умело использовать имеющийся на вооружении технический арсенал, в частности интерактивную доску, для эффективной организации учебного процесса. И здесь у каждого учителя есть свои практические приемы и тонкости. Остановлюсь на некоторых моментах из своего опыта организации урока с использованием интерактивной доски. В своей практике я работала с интерактивными досками Hitachi и Panaboard.
Одной из особенностей программного обеспечения интерактивных досок является возможность работы в двух режимах: обычном (постраничном, рис. 1) и полноэкранном (рис. 2).
рис. 1
рис. 2

Обычный режим обеспечивает «сквозное» просматривание всего материала, облегчает выбор необходимого в течение урока. Полноэкранный режим удобен для фронтальной работы, так как весь материал страницы хорошо просматривается с любого места в классе. В своей практике я использую оба режима.
Как уже было отмечено, в обычном режиме материал, предлагаемый вниманию школьников для работы на интерактивной доске, располагается на страницах и представляет собой своеобразную электронную книжку-учебник. Работу с учебником можно сравнить с путешествием по незнакомой стране. Когда путешественник отправляется в путь, ему полезно знать дорожные указатели. Тогда он точно определит, где нужно свернуть, где можно остановиться, где получить помощь. Для облегчения работы с учебником вводится специальная символика (рис. 3, 4).
Этот прием я использую и в своей практике при создании материалов. На первом уроке, проводимом с интерактивной доской, я знакомлю ребят с условными обозначениями, которые будут встречаться на страницах.
Введенная символика помогает организовать эффективное взаимодействие и взаимопонимание на уроке:
- позволяет избежать лишних комментариев о том, что нужно делать в тот или иной момент, экономя время для существенных уточнений;
- дисциплинирует учащихся, вынуждая их следить за тем, какую форму работы предлагает им учитель;
- способствует формированию и развитию информационной культуры (в частности организации информационного пространства);
- оказывает благотворное влияние на развитие навыков культуры общения.
рис. 3

рис. 4












Использование интерактивной доски способствует повышению эффективности одной из распространенных форм деятельности учащихся на уроке – фронтальной работе, поскольку позволяет создать условия для повышения активности школьников. Достигается это возможностью включения учащихся в непосредственную работу с предлагаемым материалом: просмотр и прослушивание материала, запись комментариев, выделение, создание и перемещение информационных объектов и другие действия. В качестве примера приведу задание по математике для учащихся 5 класса по теме «Числовые и буквенные выражения».
Ребятам было предложено разделить выражения на группы. На рис. 5 представлен первоначальный вид задания, на рис. 6, 7, 8 – результат работы: с помощью маркера учащиеся записали комментарии; используя прием «перемещение» объектов, разделили выражения на две группы. Выполнив сравнение и имея перед глазами запись ответов, смогли без труда самостоятельно сформулировать тему урока, составить определения числового и буквенного выражения, проверив свои выводы с помощью формулировок, предложенных учителем (рис. 9).

рис. 5
рис. 6
рис. 7

рис. 8
рис. 9
рис. 10


Использование интерактивной доски позволяет ребятам увидеть, сравнить и сохранить различные варианты решения при выполнении одного и того же задания. На рис. 10 представлен образец задания по теме «Обыкновенные дроби» (математика, 5 класс, рис. 10). Работая с материалом страницы, учитель имеет возможность корректировать исходные данные, учащиеся могут продемонстрировать разные способы закрашивания фигуры (для этого необходимо создать копию страницы).
Интересные возможности появляются при организации контроля усвоения материала. На рис. 11 и рис. 12 представлено задание для проверки усвоения учащимися материала по теме «Числовые и буквенные выражения». Если учеником допущена ошибка: выбранный объект не удовлетворяет условию, то это наглядно отражается на экране (используется свойство «порядок объекта» и функция «перемещение»). Появляется возможность коллективного обсуждения этого факта.

рис. 11
рис. 12


Интерактивная доска может стать незаменимым помощником для учителя при организации «мгновенного» контроля. Для этого в своей практике использую различные приемы. Например, «скрытый ответ» или «чудо-полоска». При использовании приема «скрытый ответ» (рис. 13, 14) правильный вариант ответа сдвигается за край страницы, а при необходимости «вытягивается» на нужное место. Для реализации приема «чудо-полоска» (рис. 15, 16) используются разные цвета и порядок объектов. После выполнения задания учащимися, правильность ответов проверяется перемещением цветной полоски по полю, на котором скрыты верные ответы.
рис. 13
рис. 14

рис. 15
рис. 16
























Одной из форм организации деятельности, значительно повышающей активность учащихся на уроке и результативность их работы, является игра. С интерактивной доской ученик становится непосредственным участником игрового действия, его главным действующим лицом. И здесь возможности использования ИД неограниченны. Интерактивную доску можно использовать для создания урока-сказки (рис. 17). На таком уроке ребята становятся участниками сюжета, выполняя задания героев сказки.
рис. 17
рис. 18
рис. 19

рис. 20

рис. 21 рис. 22

Элементы игры преобразуют и однообразную работу при тренинге. В качестве примера на рис. 18 представлено лото по теме «Нахождение значения буквенного выражения» (математика, 5 класс) и танграм по теме «Системы счисления» (рис. 19). Повысить активность ребят мне помогают широко известные игры, например шашки. На своих уроках нередко использую игру «Математические шашки» (рис. 20, 21). От традиционной игры она отличается тем, что право хода ученик получает лишь при выполнении какого-то задания. Как правило, использую эту игру по схеме «учитель-класс» или разбиваю класс на две команды.
С интерактивной доской легко организовать на уроках игровые паузы. На уроках математики это может быть коллективное решение головоломок (рис. 22). Перемещая объекты-спички, ученики демонстрируют классу свое решение.
Интересно и разнообразно можно организовать работу с понятиями. Это может быть задание-конструктор (рис. 23), разгадывание ребусов (рис. 24, 25) и, конечно, многое другое.

рис. 23
рис. 24
рис. 25

Учитель, как творческая личность, не только использует в своей деятельности ресурсы различных авторов и разработчиков, но активно включается в процесс разработки и создания собственных материалов. Интерактивные доски предоставляют широкие возможности для учителя в этом направлении. Они позволяют педагогу создавать собственные модифицируемые комплексы электронных учебных материалов (КЭУМ) модульной структуры по различным темам. Такой комплекс является «хранилищем» ресурсов, представленных как в виде интерактивных страниц, так и в качестве вложений (файлы других форматов, ссылки). Это облегчает процесс проектирования уроков по теме, сохраняя для учителя возможность создания своего варианта ее изучения. Таким образом, с получением новой техники - интерактивной доски - у учителя появилось мощное средство для облегчения процесса проектирования урока.

Ресурсы
1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2005
2. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007
3. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I, II. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007
4. Безрукова В.С. Современный урок в школе. – Электронная библиотека журнала «Директор школы»
5. Багрова Н. В. Применение электронных учебных комплексов в учебно-воспитательном процессе. - http://wecomm.ru/structure/?idstucture=411
6. Попова Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей. - http://inrefbank.ru/19/dok.php?id=080
7. Математика: Учеб.-собеседник для 5-6 кл. сред. шк. / Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков. – М.: Просвещение, 1989

Категория: Статьи | Добавил: vowaorloff (01.02.2012)
Просмотров: 1832 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]